+7 812 498 48 48

Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, 22

1 Рус

Новости недвижимости

Торговые площади лидируют в коммерческом сегменте

27.Nov.2013 Текст: Аноним

Основными тенденциями, которыми отметился уходящий год, стали сразу два разнонаправленных вектора развития рынка недвижимости: с одной стороны, рекордное введение торговых площадей, которое в ближайшие годы обещает только нарастать, с другой, менее радужная динамика в офисном сегменте.

Основным компонентом роста ввода коммерческих площадей явилось появление большого количества торговых и развлекательных центров. По словам экспертов, такой бум пришелся на нынешний год благодаря массовой сдаче в эксплуатацию множества долгостроев. Только за счет них показатели объемов недвижимости сравнялись с таковыми в докризисные годы. А вот объемы офисных площадей не предвещают серьезных инвестиций, поскольку спрос на них, несмотря на избыточное предложение, низок.

Более того, грядущий год обещает стать продолжателем заложенного направления, и количество торговых центров будет увеличиваться. И хотя предложение по торговым площадям все же ожидается ниже предоставляемых объемов, тенденция будет продолжаться, а значит, будет увеличиваться доля обеспеченности ими на каждую тысячу населения.

Среди арендаторов торговых площадок в лидеры выходят иностранные корпорации. И дело не в том, что среди российских предпринимателей нет спроса на территорию, причина лежит в заинтересованности девелоперов в присутствии заграничных брендов, так как именно они обеспечивают немалый трафик покупателей. Более того, наличие иностранной торговой компании подчеркивает качество и статусность любого торгового центра. Победителями в таких битвах за бренд чаще всего становятся крупные молы, так как обладают большим удобством для покупателей, нежели небольшие точки. За последние годы в крупных торговых центрах наметилась еще одна интересная тенденция – размещение на своих территориях развлекательных и образовательных мест для детей.

По мнению экспертов рынка недвижимости, в связи с волнообразным увеличением объема торговых площадей приток иностранных арендаторов заметно увеличится. На сегодня в нашей стране их сравнительно немного, отставание от европейских стран в этом плане существенно, но в долговременной перспективе есть все возможности выйти на новый уровень иностранного товарооборота. 

Еще один серьезное последствие бума торговых площадей и повышенного к ним интереса – возможность изменения арендных ставок. По этому вопросу мнения разделяются: одни считают, что произойдет повышение стоимости квадратных метров, другие, напротив, успокаивают, приводя в качестве аргумента естественность повышенной арендной ставки на новой площади, а также тот факт, что большинство арендных договоров заключено на длительный срок, поэтому нынешние колебания их не коснутся. Неформально же арендная стоимость может упасть в торговых центрах давней постройки, но при этом увеличится процент с продаж, так что официальная стоимость площади также останется неизменной.

На рынке стрит-ритейла ситуация несколько запутаннее. Есть вероятность того, что возможные изменения в правилах парковки в центре города негативно отразятся на премиум-сегменте, а среднеклассовым операторам, напротив, сыграют на руку.

Говоря об офисном сегменте, следует сказать, что тенденции здесь не такие сенсационные, как на рынке коммерческой недвижимости. Безусловно, офисный рынок на подъеме, но движение идет скорее в сторону стабилизации. Причина здесь кроется в невысоком доверии риелторов оценкам и прогнозам на увеличение офисных площадей. Кроме того, в отличие от торговой недвижимости, вкладывать в офисный сегмент рискованнее, что также не способствует массовому спросу.

Наибольший удар придется по офисным площадям наивысшей стоимости – класса А и В. Для арендаторов классовые буквы перестали нести первостепенное значение, поэтому они делают свой выбор в пользу детального изучения предложений в сегменте и подбирают офисы на порядок ниже элитных по стоимости, но ничем не уступающим по своим характеристикам.

Разбирая колебания внутри самого офисного сегмента рынка, замечено, что существенно снизили свою активность финансовые компании, фирмы нефтегазовой промышленности и производственные корпорации. Медиакомпании, ИТ- и В2В-сектор остались на прежних позициях.

Задайте вопрос риэлтору АН РусланД об аренде торговых площадей и помещений в Петербурге.